В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование. Оно способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, и ребенок выступает как своеобразный исследователь.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов:
Почему? Зачем? Как? Что будет если?
Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой:
«Тонет, не тонет” (В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы).
«Цветы лотоса” (Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).
«Веселые кораблики» (Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек, пенопласта. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер»).
Все опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на умении делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи.