В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В группах детского сада предметно-развивающую среду педагоги строят в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации предметно-игровой среды учитываются проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносятся оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровая среда организовывается так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, хороводных и др.
Созданная игровая среда будит: познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:
— не стараться всё сразу показывать и объяснять;
— не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты;
— необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.