КОНСУЛЬТАЦИЯ:
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ?
Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную свободу в приготовлении уроков, также не правы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. Одни взрослые сразу заявляют первокласснику: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!». Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, во втором — формируется безответственность, уверенность, что всё будет сделано хорошо и без собственных усилий, поэтому долг родителей помочь наладить процесс приготовления домашних заданий.
Для начала, проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно бьггь никаких лишних предметов. Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и перевозбудиться от домашних развлечений и игр с товарищами. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например: посещает кружок или спит после обеда), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае откладывать это на вечер нельзя. Для семилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. Перерывы не должны быть длительными — достаточно 5 минут, если они заполнены интенсивными физическими нагрузками (например: можно поиграть в мяч, попрыгать через скакалку или поупражняться на спортивном комплексе). Работоспособность ребенка снизилась, так как он сегодня уже отсидел 4 урока, поэтому ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий, кроме тех которые дали в школе, не заставляйте переписывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить её и поправить ошибки, но переписывать не надо. Первое, что требуется от родителей, — это приучить ребенка вовремя садится за уроки, подсказать, что пришло время сделать перерыв, затем — что надо его закончить.
Но вот ребенок сел за стол, достал тетрадь, В этом возрасте внимание ребенка еще неустойчивое, поэтому маме или папе надо быть около пего. Надо следить, чтобы он не отвлекался, не начинал посреди работы что-то рисовать на случайно подвернувшейся бумажке или смотреть вокруг. Он должен сразу привыкать работать не отвлекаясь. Родительские замечания во время выполнения заданий нужно свести к минимуму. Вернуть внимание
ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием: «Пиши, пиши», удивленным вопросом: «Почему же ты не решаешь?» Нотации, пространные рассуждения, раздраженные восклицания не допустимы: они только дополнительно отвлекают ребенка от работы. Иногда нужно напомнить начинающему ученику, чтобы он не писал на полях, чтобы, переходя к новому примеру, пропускал требуемое количество клеток. Если он ошибся, не спешите возмущаться: «О чем ты думаешь?!» Лучше по окончании работы помогите найти и исправить ошибки. Постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий, поэтому постепенно нужно снижать и степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в
течение всего времени выполнения домашнего задания, а только первые несколько минут. Потом можно подойти к нему еще пару пал: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, тогда родители могут ограничиться контролем качества выполнения заданий. Неизменными остаются лишь интерес и внимание к жизни первоклассника, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении вы, конечно, должны помочь ему.
Обязательно надо приучать ребенка проверять самому выполненные задания. Однако проверку следует делать не сразу по окончании работы, а через несколько минут, чтобы сделанные задания немного «забылись». О необходимости самопроверки ребенку придется напомнить не раз и не два, «Ты ведь так хорошо умеешь проверять сам, а в домашнем задании сделал целых две ошибки и ни одной не исправил. Ну-ка скорее все проверь!» Это
говорится весело, без раздражения и недовольства. Ребенок должен знать его ошибки вас не разозлили, а удивили. И лишь когда самопроверка войдет в привычку можно прекратить напоминания. Никогда не ругайте ребенка за исправления, даже если от них получается в тетради «грязь». Самоисправления – это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться.
Как вести себя, если ваш ребенок получил «тройку» или «двойку». Прежде всего, отнеситесь к этому спокойно. Разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок забыл выполнить домашнее задание, тогда надо последить за тем. все ли уроки сделаны, может быть ребенком плохо усвоен учебный материал, тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то,
что осталось непонятным. «Двойки» и «единицы», поставленные за неряшливость — серьезное наказание для первоклассника (даже если ребенок не подает вида), поэтому родителям достаточно выказать огорчение и выразить надежду на то, что ребенок в дальнейшем будет писать аккуратнее. Никаких дополнительных наказаний применять не надо. Случаются просто ошибочные отметки . Это не особенно приятно, но ничего страшного в этом нет. Подобные случаи ни в коем случае нельзя обсуждать при ребенке. Лучше всего сказать «Я, так же не знаю, за что Нина Петровна поставила тебе двойку, если на родительском собрании она это объяснит, я тебе расскажу и тогда мы подумаем, как сделать, чтобы это не повторялось. В дальнейшем надо «забыть» об этом случае и больше не вспоминать. Объяснять ребенку, что учительница ошиблась не стоит. Также как не следует делать трагедии из двойки, также не надо и слишком восторгаться пятерками. Оценка не должна стать самоцелью, она лишь венчает хорошую и добросовестную работу. Ребенок ходит в школу не за пятерками, а за знаниями. Отметки — это лишь вехи, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где остались недоработки. Надо всегда отмечать старание ребенка, подбадривать его и обязательно выражать уверенность, что учеба скоро наладиться.
Иногда бывает, что родители жалуются: «Мой ребенок не любит учиться!». Чаше всего это появляется к концу начальной. Меры в данном случае надо принимать быстро. Как правило, сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, могут понять, чем вызвано нежелание учиться. Не сложились отношения с учительницей? Может быть, вы сами подорвали её авторитет в глазах ребенка неосторожными замечаниями? Придется срочно восстанавливать, даже если что-то в применяемых методах воспитания вас не устраивает. Возможно, сказался частый неуспех, то ругает учительница за невнимательность, то родители за «тройки». Выход один, перестать замечать неудачи и сосредоточит все внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Пусть они не велики, но вовсе не быть их не может. Ребенок поет и им довольна учительница музыки. Другой — хорошо занимается по физкультуре, это также может стать постоянным поводом для похвалы. У третьего хорошо с рисованием, почему же не сделать центром домашних разговоров именно этот предмет. Родителям нужно начать интересоваться не промахами, а успехами своего ребенка.
Подчас подлинной причиной родительских тревог оказываются трудности в общении со сверстниками. Ну что ж, положение в этом случае не безвыходное. По чаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой (только не весь класс сразу, а по 2-3 человека). Устраивайте совместные игры, развлечения, это сближает детей, порождает их симпатии друг другу. Когда увидите, с кем у вашего ребенка налаживается контакт, постарайтесь познакомиться семьями, чтобы взаимные визиты стали регулярными. Рано или поздно ваши усилия приведут к успеху.