Консультации для родителей

15 правил для родителей, воспитывающих «особого» ребенка.

  1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
  2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от личной жизни.
  4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  5. Предоставляйте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  6. Следите за своей внешностью и своим поведением. Ребенок должен гордиться вами.
  7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
  9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  10. Не отказывайтесь от встреч с друзьями, приглашайте их в гости.
  11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  13. Общайтесь с семьями, где есть «особые дети». Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  14. Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты.
  15. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

«ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ С ОВЗ»

  1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или, когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.
  2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
  3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
  4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
  5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
  6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
  7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
  8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
  9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка — важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
  10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это — “золотое правило реабилитации”. Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, — поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка.

Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка. Этапы построения программы специального обучения и раннего стимулирования детей с ОВЗ:

  1. Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.
  2. Отметьте, какие вещи он только начинает делать или пока делает с трудом.
  3. Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются.
  4. Разделите каждый новый навык на маленькие ступени — на такие действия, которые ребенок может освоить за один — два дня, после чего переходите к следующей ступени. Родителям необходимо помнить следующее:·не ожидайте слишком многого сразу · Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает.

Консультация для педагогов

«Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ»

 

Немаловажное значение в решении проблемы интеграции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условия дошкольного образовательного учреждения имеет организация предметно — развивающей среды в учреждении.

Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, т. е. среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В состав предметно-развивающей среды в группах для слабовидящих детей в первую очередь входит коррекционный уголок, который представляет собой специально оборудованное пространство для игр и занятий детей индивидуально и небольшими подгруппами. Он оснащен полками, расположенными на разном уровне, учебной доской, игровым, дидактическим и наглядным материалом. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей. В ходе самостоятельной деятельности воспитатели организуют индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Используя материал коррекционного уголка, нужно помнить о том, что в начале обучения мы используем более легкие игры для восприятия. На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак. Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через несколько дней можно переходить к новым. Обучение должно проходить в игровой форме. Время проведения игр не должно превышать 10-15 минут.

Воспитатель должен знать диагноз заболевания и состояние зрительных функций каждого ребёнка своей группы (острота, характер зрения и т. д.) для того, чтобы величина предъявляемых объектов определялась в зависимости от зрительных возможностей ребёнка. Зная зрительный диагноз, он будет чётко знать, что дальнозорким детям необходимо давать более мелкие предметы и детали, а близоруким (миопикам) более крупного размера. Кроме того, при оформлении пособий для детей с нарушением зрения необходимо помнить, что эти дети лучше различают чёрные объекты на белом фоне, по сравнению с белым на чёрном. Они лучше воспринимают заполненные, силуэтные фигуры, нежели контурные.

Общие требования к коррекционным уголкам:

Должна быть картотека коррекционных игр. В картотеке необходимо указать название и цель данной игры.

  1. Развитие зрительного восприятия.

А) Плеоптический период:

  • Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины
  • Игры на соотношение сенсорного эталона с реальным предметом (изображение-круг + реальный предмет-яблоко)
  • Игры на сличение контура, силуэта с реальным изображением
  • Упражнения на фланелеграфе, ковролине
  • Упражнения с применением обводки, трафаретов
  • Игры и упражнения на локализацию, фиксацию взора («Попади в мишень», «Прокати шарик»

Б) Ортоптический период:

  • Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины (увеличивается количество оттенков цвета, разнообразие форм, больше величин)
  • Игры на развитие глазомера
  • Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации
  • Упражнения на нахождения целого по одной части
  • Составление на фланелеграфе сюжетных картинок
  • Игры на создание фигур-силуэтов из специальных наборов (Танграм, Коломбово яйцо, Пифагор)

К развитию зрительного восприятия относится большое количество игр. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур. Таким образом, работа в коррекционном уголке с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.

  1. Развитие пространственной ориентировки
  • Игры на развитие ориентировки в пространстве (на себе и относительно себя «Модель человека»)
  • Игры на ориентировку в микроплоскости (доска, фланелеграф, стол, лист бумаги)
  1. Развитие слухового восприятия и обоняния.

Игры и игровые средства на слуховую ориентировку: шумовые коробочки, звучащие игрушки (заместители, аудиозаписи «Шум леса», «Шум улицы», баночки для развития обоняния (должна быть инструкция по применению таких баночек). сказать о Киндер.

  1. Схемы, лабиринты.Работа с лабиринтами хорошо тренирует мышцы глаза
  2. Развитие осязания (тактильных ощущений) и мелкой моторики.
  • Игры на ознакомление со строением рук человека.
  • Игры на различение различных поверхностей предметов (каталоги с различными видами ткани, бумаги; различные нитки; материалы: дерево, железо, пробка, резина).
  • Индивидуальные пальчиковые бассейны с различными наполнителями: мелкие морские камни, крупные бусы, шарики

Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной мере компенсирует недостаток зрения. Для развития и стимулирования осязательных и тактильных функций применяются такие игровые средства, как тактильные дощечки, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.

  1. Развитие социально-бытовой ориентировки.
  • Игры на классификацию, обобщение
  • Игры на знание ПДД
  1. Развитие познавательной сферы (внимание, память, мышление) и речи.
  • Игры на развитие фонематического слуха.
  • Игры на обогащение словарного запаса (наличие опорных схем, алгоритма описания предмета)

Коррекционный уголок должен быть эстетично оформлен, быть доступным детям и достаточно освещен. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам (машина меньше дома, помидор меньше капусты, быть точным по форме и деталям.

Большое внимание необходимо уделять эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к пособиям.

В коррекционном уголке необходимо иметь:

  • Мозаика (3-х размеров)
  • Пирамидки (от 3х до 14 колец)
  • Матрёшки (от 3х до 10)
  • Трафареты (линейные, геометрические, предметные, внешние и внутренние)
  • Вкладыши (плоские и объёмные)
  • Плоские и объёмные геометрические формы.
  • Обводки с калькой (по точкам, по контуру)
  • Счётные палочки
  • Шнуровка
  • Прищепки
  • Игрушки-застёжки
  • Плетение (коврики)

В коррекционных уголках обязательным предметом являются подставки (для детей со сходящимся косоглазием).

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня длительностью от 3 до 5 минут. (Схемы зрительных траекторий по В. Ф. Базарному. Эти упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния.)

Я считаю, что в коррекционном уголке должны находиться комплексы зрительных гимнастик, зрительные ориентиры, которые мы используем при проведении зрительных гимнастик.

Во время гимнастики двигаются только глаза, голова неподвижна.

Упражнения для глаз:

— вправо – влево;

— вверх – вниз;

— далеко – близко (удалять и приближать предмет);

— по кругу — слева направо;

— по диагонали — снизу вверх;

— по диагонали – сверху вниз.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, но не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Предмет не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и с окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные – располагаются дальше. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

Коррекционный уголок (центр коррекции, дефектологическая зона) включает в себя специальные дидактические пособия и игры, позволяющие правильно организовать коррекционно-воспитательную работу, которая тесно связана с лечебно-восстановительной работой.

Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития сенсорного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, при покупке игр и пособий нужно обращать внимание на следующее:

  • цветовое изображение. Дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определённых цветов (красного, жёлтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения (Подколзина Е. Н.).
  • чёткие контуры изображений.
  • отсутствие лишних деталей.
  • идентичность игрушек реальным объектам.

Таким образом, коррекционно-развивающая среда помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.

Закончить выше сказанное хотелось бы словами известного русского педагога, специалиста по дошкольному воспитанию детей Елизаветы Ивановны Тихеевой «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая бы не находилась в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира».

Консультация для родителей

«Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»

У детей с ограниченными возможностями здоровья агрессивность является одной из наиболее частых проблем в коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья.

Истоки агрессии детей с ОВЗ, в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывают ребенка. На детей влияют не только сознательные и целеустремленные воспитательные воздействия, но особенности поведения родителей. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность, пока не произойдет тревожная ситуация. А негативные ситуации в поведении детей крайне редко возникает внезапно. Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей с ОВЗ, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если родители ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения:

  1. Не оскорбляйте ребенка, не обзывайте его. Осуждайте именно действие, поступок, а не личность ребенка в целом.
  2. Постарайтесь исключить агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т. д.). Особое место уделяйте формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлекайте к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т. д.
  3. Старайтесь чаще общаться «на равных», чтобы вовремя заметить тревожные «звоночки» и понять, чем они вызваны. Прислушивайтесь к чувствам своего ребёнка, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.
  4. Если ребенок просит вас уделить ему внимание, а вы в данный моментне можете этого сделать, то не отмахивайтесь, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Будьте внимательны к желаниям своего ребенка, постарайтесь выделить время на общение с ним.
  5. Контролируйте собственные агрессивные импульсы. Помните, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей). Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами.
  6. Не подавляйте проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
  7. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства.
  8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ.

  1. Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.
  3. Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
  4. Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.
  5. Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.
  6. Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит вас.
  7. Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.

Направления деятельности

Важные направления

Наш адрес

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять