КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЛОЖЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Жизнь дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир фантазий от реальности формируется к началу школьного этапа, т.е. к 7-8 годам.

Детская ложь — особый вид поведения, которому нужно уделить повышенное внимание. Первопричиной детского обмана становятся взрослые, которые сознательно воздействуют на юную психику.

За любой совершенный проступок ребенка ожидает либо вознаграждение,  либо наказание. Это заставляет дошкольников подсознательно прибегать ко лжи. В будущем, если не обратить на это внимание можно получить потенциального вруна.

Детям, как существам непосредственным – ложь чужда и неприятна. Часто родители сами создают обстановку, при которой ребенку трудно быть правдивым. В 6 – 7 малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказания. Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом легком – лжи. Это средство всегда доступно и помогает в минимальные сроки достичь желаемого.

При борьбе с ложью надо обратить внимание ребенка на то неудовольствие, которое причиняет ложь, внося смятение в его душу. Для того чтобы ложь исчезла, надо изменить весь строй жизни, воспитывая детей, мы в тоже время воспитываем себя. Ложь представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Она разрушает близость человеческих отношений. Она многогранна и причины ее тоже. Отношение к детской лжи также различное. Однако следует помнить, что если ребенок начинает лгать постоянно, то потом ему сложно остановиться.

Что приводит детей к тому, что они начинают лгать?

Для ребенка границы между правдой и ложью не столь явные. Он настолько же верит в свой вымысел, насколько  и осознает, что говорит неправду. Детская фантазия не имеет границ, а мы, взрослые, часто путаем выдумку и обман. Отличие обмана от выдумки в том, что выдумка – бескорыстна.

В книге Пола Экмана (Психология лжи) ложь определяется как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого. Он выделяет три основных вида лжи:

  1. Умолчание или сокрытие реальной информации. Человек не выдает искаженной информации, но и не говорит реальной.
  2. Искажение реальной информации – это когда вместо реальной информации преподносят обман, выдавая его за правду, и тем самым, вводя нас в заблуждение.
  3. Сообщение правды в виде обмана. Человек говорит правду так, что у собеседника складывается впечатление, что он лжет, и истинная информация не принимается.

Существуют также виды детской лжи по Ст. Холл:

  1. «Героическая» — ложь является «средством для благородных целей».
  2. «Партийная» – когда ребенок лжет вследствие своих личных отношений (симпатии или антипатии) к кому либо.
  3. «Эгоистическая» — ложь, продиктованная какими либо личными интересами.
  4. «Фантастическая» — когда ребенок выдумывает из чистой любви к выдумке.
  5. «Патологическая» — в основе лежит потребность обманывать себя и других.

Ложь часто сопутствует другим поступкам и нарушениям принятых норм и правил.

Нравственное развитие ребенка определяется:

  1. Знанием норм общества. Через общение с окружающими людьми ребенок усваивает социальные нормы поведения.
  2. Осмысление норм общества.  Ребенок начинает понимать значение, необходимость той или иной нормы.
  3. Привычками нравственного поведения, которые формируются и закрепляются в общении с другими людьми.
  4. Эмоциональным отношением к правилам поведения. Необходимо обращать внимание на переживания успеха и неуспеха ребенка, связанными с его поведением и деятельностью.

Среди причин детской лжи можно выделить:

  1. Недоверие ребенка к взрослым.
  2. Вторая причина детской лжи –  желания самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребенке из- за антипедагогических отношений к нему взрослых.
  3. Третья причина детской лжи – это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы.
  4. Ребенок хочет избежать наказания.
  5. Хочет привлечь к себе внимание.
  6. У него есть проблемы, требующие решения.
  7. Избегает стрессовых ситуаций.
  8. Берет пример с окружающих его взрослых и детей.

Ребенок честен с вами только тогда, когда:

  1. Доверяет вам;
  2. Не боится гнева или осуждения;
  3. Уверен: чтобы ни случилось, его не унизят как личность;
  4. Обсуждать будут не его, а поступок, который надо исправить;
  5. Помогут, поддержат, когда ему плохо;
  6. Ребенок твердо знает: вы на его стороне;
  7. Знает, что даже если накажут, то разумно и справедливо.

Детский обман часто встречаем, достаточно проблематичен и является актуальной проблемой у многих семей. Большинство родителей пытаются с ним бороться различными методами, в том числе и при помощи физического воздействия.

Рекомендации взрослому поколению:

  1. Ни в коем случае не применять физическую расправу;
  2. Объяснить чаду о возможных последствиях лжи;
  3. Не сравнивать наказание за ложь с утаенным проступком;
  4. В процессе общения устанавливать приятельские отношения;
  5. Не врать в присутствии ребенка;

Признаки, определяющие детскую ложь:

  1. Ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ;
  2. При разговоре малыш закрывает рот рукой;
  3. Чрезмерное возбуждение, потливость в руках, горящие щеки, покраснение лица;
  4. Постоянно отводит взгляд в стороны, усиленно моргает, чтобы не смотреть в глаза, зрачки постоянно увеличиваются и уменьшаются;
  5. Невнятное общение, запинается, перебивает, делает огромные паузы;
  6. Пластика: руки обычно соприкасаются друг с другом. Начинается нервное подергивание ногой или любые другие ритмичные движения.
  7. Мимика: часто можно наблюдать растерянное выражение лица, немного смущенное.

Но все эти факторы выдают волнение человека, а есть люди, которые держат волнение в себе и тогда прикрываются смехом или наигранным и неестественным спокойствием.

Социальные корни детской лжи.

Ложь у детей имеет не индивидуальные, а социальные корни. В нашей жизни ложь – вполне закономерное явление, форма борьбы за существование, защитное приспособление. В детской душе имеют место процессы, которые не являются, в своей сущности, ложью, но которые, под влиянием социальных условий, становятся настоящей ложью. Ложь у детей создается на социально-психической основе и имеет, прежде всего, социальную функцию.

Как предотвратить обман?

Немедленно дайте ребенку понять, что вы отлично понимаете, что он говорит неправду;

  1. Избегайте чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физических наказаний;
  2. Подавайте хороший пример;
  3. Дайте ему понять, что победа – не главное. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что поступать честно и проиграть — более благородно, чем преуспеть с помощью обмана;
  4. Снизьте ваши требования к ребенку;
  5. Научите его справляться с поражением;
  6. Научите его проводить грань между фантазией и действительностью;
  7. Не стоит давить на ребенка, уличая его в обмане;
  8. Покажите ребенку, что вы понимаете, какие чувства и желания скрываются за его ложью;
  9. Постарайтесь избегать резких суждений.

 Что родители должны знать и чем интересоваться, чтобы избежать детской лжи, в курсе каких проблем должны быть:

  1. Поведение друзей;
  2. Где ребенок проводит досуг;
  3. Кто его друзья;
  4. Как дети ведут себя на утренниках, праздниках;
  5. Какие телепередачи смотрит ребенок;
  6. Как он выполняет домашние задания;
  7. Как ведет себя в школе.

Заключение.

Даже у дошкольников может быть много причин, побуждающих их солгать. И условием, препятствующим закреплению такого поведения, является создание доверительных отношений между родителем и ребенком. При этом родителю стоит вести себя с ребенком тактично, уважительно и максимально правдиво. Прививая привычку говорить правду, родитель  сам должен следовать этому правилу.

 

Направления деятельности

Важные направления

Наш адрес

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять